Приёмный покой

9 001

Больные вопросы

Как с помощью соцсетей алматинцы исправляют врачебные ошибки

Действенность пока что мала, и будем об этом говорить откровенно. Тем не менее наработки все громче заявляют о необходимости развивать коммуникативную составляющую сетей. Плохо то, что некоторые чиновники на обращения людей не реагируют или делают это формально, спустя довольно длительное время. И об этом красноречиво свидетельствует история алматинки Клавдии Витон.
Молодая женщина, будучи в положении, некоторое время назад захотела прикрепиться для наблюдения и обслуживания к поликлинике № 2. Но, по ее словам, при этом возник ряд непредвиденных трудностей.
– Данные с моей амбулаторной карты были переданы сотрудниками поликлиники третьим лицам, – поведала Клавдия. – Неприятно, но факт: о подробностях моего здоровья узнали многие. Извинений со стороны поликлиники не последовало, более того, врач, за которым меня закрепили, объявила, что не будет меня далее вести, так как я подняла много шума, а ей не нужны проблемные пациенты. После всего, что произошло, никакого доверия врачам 2-й поликлиники нет.
К расследованию подключились члены Республиканской специальной мониторинговой группы при АДГСПК, так как на молодую женщину посыпались обвинения в клевете и подлоге документов.
– Имело место нарушение качества оказания медицинских услуг, вследствие которого женщина была госпитализирована в реанимационное отделение Центра перинатологии и детской кардиохирургии города Алматы, – прокомментировали ситуацию они. – К тому же была выявлена необоснованная оплата медицинских услуг в рамках ГОБМП (анализы на платной основе).
Несмотря на обращения пациентки и правозащитников в уполномоченные органы, рассмотрение проблемы затянулось на месяцы. Для Клавдии Витон остается загадкой, почему чиновники от медицины не могли сразу пригласить ее и всех заинтересованных лиц, выяснить, в чем дело, не доводя ситуацию до абсурда.
– После трех месяцев жалоб и обращений меня наконец-то пригласили на рабочую встречу в Управление здравоохранения Алматы, – сообщила наша читательница. – Чиновники вели себя холодно, отстраненно, многие не имели представления о ситуации, не владели информацией, не были подготовлены к теме разговора. Кто-то пытался протокольными фразами снять с УЗ ответственность и переложить на непонятное ТОО. Кто-то просто отбывал время и пассивно ждал, пока все это закончится. Выяснилось, что все виновные уже уволились по собственному желанию и спрашивать не с кого, что администрация поликлиники № 2 признала, что меня необоснованно обвинили в клевете и подлоге документов, но сообщить об этом забыли или не захотели.... Одним словом, безликая встреча для галочки. Ни одного официального ответа на свои обращения за это время я не получила, хотя меня пытались уверить в обратном. В итоге пообещали, что УЗ разместит на своих интернет-ресурсах официальное опровержение с извинениями в мой адрес и предоставит отчет о проделанной работе в срок до 10 февраля 2019 года. Буду надеяться, но сомнения велики… Желаю всем медицинским работникам, в особенности администрирующим госслужащим, никогда не оказаться по ту сторону, где болеют. А еще внимательнее вчитываться в обращения пациентов, которые до вас доходят.
Член Совета по защите прав пациентов при акимате города Алматы Галия Тобатаева резюмировала итоги:
– Имело место оплаты за забор крови в частной лаборатории, с которой был заключен договор, – считает правозащитница. – Не совсем ясно, по какой причине не было обеспечено оказание медуслуги непосредственно по месту обслуживания. По большому счету пациентам совершенно не интересны технические и организационные моменты, им необходимо получить медпомощь в рамках ГОБМП. Каких-либо вразумительных разъяснений по этому факту пациентка не получила. В этом деле три основные составляющие:
– качество оказания медпомощи – ненадлежащее оформление медицинской документации, некорректная интерпретация лабораторных и инструментальных исследований (гемоглобин в пределах нормы, при этом пациентке выставлен диагноз анемия, нарушен стандарт МЗ РК № 173 в части оказания акушерско-гинекологической помощи и пр.). Между тем за несоблюдение правил ведения медицинской документации предусмотрена административная ответственность (ст. 80 КОАП РК). Прямая ответственность за несоблюдение порядка оказания медицинских услуг (в том числе ведения документации), невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей медработником может привести к привлечению к ответственности как врача, так и медицинской организации;
– нарушение стандарта оказания государственных услуг, причем в рамках мониторинга со специалистом АДГС вновь выявлен факт отсутствия регламентов в ГП № 2 и реализации индикаторов по цифровизации (наличие журнала регистрации и других документов на бумажных носителях);
– нарушение законодательства о персональных данных, причем вторично. Кроме того, из ответа администрации ГП № 2 следует, что претензии пациентки в этой части не обоснованы.
Ранее в группе «Приемный покой», а также на сайте «Алматымед» эти вопросы задавались, однако отсутствовало полновесное предоставление ответов со стороны руководства Управления здравоохранения либо они были вовсе проигнорированы.
Между тем существует антикоррупционный стандарт и план мероприятий в области здравоохранения, утвержденный Указом Президента РК. Процитируем некоторые его обязующие положения: «…Проведение мониторинга публикаций в СМИ, социальных сетях о негативных материалах на специалистов М3 и ведомств. Проведение служебных расследований и рассмотрение материалов на заседаниях дисциплинарных комиссий в случаях выявления нарушений законодательства о государственной службе.
Своевременное и качественное рассмотрение обращений, организация обратной связи с населением, предоставление отчетов руководству М3, ежемесячно и в течение года в пресс-службу, КООЗ, руководству АДГСПК РК, Администрацию Президента РК, Генеральную прокуратуру РК, Департамент КНБ, Управление защиты государственных секретов и др.».
Кроме того, в антикоррупционном стандарте в области здравоохранения четко прописано: «Не допускается разглашение сведений об их (пациентов. – Прим. авт.) частной жизни, включая персональные данные, фактов волокиты рассмотрения по вопросам оказания госуслуг. За нарушение законодательства о противодействии коррупции работники привлекаются к ответственности, установленной законодательством РК».
По итогам встречи, инициированной АДГСПК, констатируется, что все вышеперечисленные дефекты нашли свое подтверждение:
– длительное рассмотрение проблемы специалистами КГУЗ, без соответствующего оповещения пациентки. Заявительница не была приглашена на ранее проведенный комиссионный разбор Управления здравоохранения города Алматы. Тем самым ее лишили возможности апеллировать и приводить свои доводы, на что она имеет законное право;
– специалисты Управления здравоохранения города Алматы так и не предоставили информацию о персональном составе комиссии, привлечении независимых экспертов;
– главный врач ГП № 2 не смогла дать вразумительные ответы на претензии;
– руководство УЗ принесло пациентке запоздалые извинения;
– ФОМС, ДООЗ города Алматы, имеющие полномочия по контролю и мониторингу МО, не были привлечены к рассмотрению проблемы.
В целом членами РСМГ при АДГСПК выявлен несвоевременный отклик, отсутствие оперативного вмешательства и аудита со стороны уполномоченного органа в лице КГУЗ в части реализации главного постулата в области здравоохранения – пациентоориентированности.
Член РСМГ при АДГСПК Рафаэль Гасанов разделяет разочарование Klavdiya Vition:
– Она оказалась в такой ситуации с попустительства руководства УЗ, – считает Рафаэль. – Получается, все это время специалисты уполномоченного органа в статусе государственных служащих безучастно наблюдали за происходящим?
Ведь главный врач ГП № 2 не устраняла дефекты, а продолжала их создавать, вынуждая беременную женщину ходить по инстанциям, загружая общественность, правоохранительные и государственные органы разрешением проблем.
Согласитесь, как-то не очень это все согласуется с требованиями Закона РК «О государственной службе»: «Государственная служба в РК основывается на принципах результативности, прозрачности в деятельности, учета общественного мнения и гласности».
Напомним, что ранее был получен ответ из Антикоррупционной службы Алматы: «В ходе проверки на основании пояснений от сотрудников УЗ и изученных материалов установлено, что в действиях сотрудников управления имеют место нарушения требований Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» (далее – Закон), выразившиеся в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей. В настоящее время в адрес управления направлено представление об устранении нарушений, выявленных по результатам проверки».

9 002

9 003

 

Книга благодарностей

Алматинец Канат Букебаев благодарит врачей ГКБ № 12:
«…11 января вечером в приемном покое 12-й горбольницы приняли мою супругу Р. Хашимову. Четко, без проволочек врач-травматолог Нуржан Есеев провел обследование. У жены оказался закрытый перелом наружной лодыжки со смещением. Профессионально устранив смещение, врачи наложили гипс, сделали повторный рентгеновский снимок. Только убедившись, что все сделано правильно, врачи разрешили увезти домой пожилую женщину, написав при этом рекомендации по дальнейшему лечению и наблюдению у участкового врача. Выражаю глубокую благодарность и признательность врачам приемного покоя Н. Есееву, Д. Батырбекову, а также всему персоналу приемного покоя 12-й горбольницы за их оперативность, высокий профессионализм, доброе и чуткое отношение к больным людям!»
Не отстают по части благодарности пациентов и частные медицинские организации:
«Хочу выразить благодарность заведующей отделением лучевой диагностики клиники «Достармед» врачу УЗИ Аиде Крецмер за ее знания, стремление помочь больному, доброе отношение к человеку, – написал алматинец Александр Зюбин. – Она Врач с большой буквы и заслуженно несет это звание. Аида Григорьевна, примите искреннюю мою благодарность! Рад, что есть специалист такого класса. Спасибо!»
Подготовили Василий ШУПЕЙКИН и Ирина ВАСИЛЬЕВА