Бумажная работа

История успеха

Сегодня компания ADANAZ является одним из основных поставщиков бумажных пакетов на казахстанском потребительском рынке.

5 001

Фишка предприятия в том, что оно занимается производством экологически чистой бумажной пищевой упаковки. О том, как работает фирма и в чем причина ее успеха, рассказала учредитель и директор производственной компании ADANAZ Сана Шайханқызы Жандай.

– Сана Шайханқызы, почему решили заняться этим видом деятельности в то время, когда экономика нашей некогда общей большой страны уже трещала по швам?
– В Алматы я попала по приглашению своей родной сестры. Около четырех месяцев я с дипломом о высшем образовании работала в частной компании секретарем-референтом, и неизвестно, как сложилась бы моя судьба, если бы не случай. У одной моей знакомой была свадьба, и она не могла найти свадебные пригласительные билеты на торжество. Вот тогда-то я и решила ей в этом помочь. Мы походили по книжным магазинам, но так и не нашли ничего. Обратились в частную типографию и так за разговором с ее директором выяснили, что у них дефицит бумаги. В тот момент у меня и возникла идея стать поставщиком данного сырья. Для начала я изучила местный рынок и поняла, что в Казахстане были только запасы бумаги с советских времен и это ниша открыта для бизнеса. Тогда при каждом научном институте или другом ведомстве была своя типография. Там я скупала старые запасы рулонов и распродавала частным типографиям. При этом нанимала людей, которые вручную «петушком» резали рулон. Так бумага из рулонной превращалась в форматную. Но при резке бумаги таким способом было много отходов (до 20–30%), что отражалось на продажной цене.
Тогда и возникла идея открытия цеха по размотке и резке бумаги. Первые станки я закупила на Украине, и так появился свой мини-цех. Занималась продажей как рулонной бумаги, так и в формате.
Многие просили нас изготовить бумажные мешки для сухих строительных смесей и для таких сыпучих пищевых продуктов, как сухое молоко, какао-порошок, макароны и сушки. Компания моя расширилась, и мы стали делать из крафт-бумаги бумажные трех-четырехслойные мешки для таких крупных клиентов, как «Аксай-нан», «Рахат», «Маслодел», которые и по сей день сотрудничают с нами.
В то время оборудование для производства мешков стоило огромных денег, цифры в миллион долларов нас шокировали, поэтому первый станок, так сказать, «кулибинский», для многослойной бумажной трубы был заказан в российской периферии. Он стал для нас настоящей находкой, так как полностью покрывал спрос на такую продукцию.

– Чтобы развивать свой бизнес, получали ли вы какие-то новые знания?
– Конечно! В 2007 году я попала на казахстанско-немецкую программу «Повышение квалификации менеджеров высшего и среднего звена в сфере бизнеса». Она спонсировалась казахстанским и немецким правительствами и была нацелена на развитие экономических отношений между странами. В рамках данной программы надо было пройти теоретический курс в Казахстане, придумать либо развить свою бизнес-идею и защитить ее перед немецкой комиссией, по итогам защиты приглашались успешные слушатели на трехмесячную стажировку на профильное предприятие Германии.
Вот тогда-то я крепко задумалась, в какую сторону расширять производство. В рамках программы опытные тренеры и преподаватели помогали составлять бизнес-план и просчитывать его рентабельность.
От идеи закупа оборудования для изготовления бумажных мешков я отказалась, так как требовались большие инвестиции, и приняла решение купить оборудование для изготовления бумажных конвертов. С этой идеей я и поехала на стажировку, но Германия поставила все на свои места. Именно там мне подсказали, что с большим развитием интернет-ресурсов спрос на конверты, возможно, спадет и вся информация будет высылаться на электронную почту клиента.
Во время стажировки обратила внимание на изобилие выпечки и хлебных изделий в немецких городах. Они были буквально на каждом шагу. Причем практически все пищевые компании пользовались только бумажными пакетами, объясняя это тем, что полиэтилен загрязняет природу и наносит огромный вред окружающей среде. Мини-опрос среди потребителей и продавцов хлеба и хлебобулочных изделий показал, что бумажная упаковка не меняет органолептические свойства хлеба.
Тогда и родилась идея внедрить такое производство в Казахстане. Я попросила своих кураторов организовать экскурсии на предприятия, где производят такую упаковку. Выяснилось, что такого типа оборудование в разы дешевле, чем станки для больших мешков. По возращении в Казахстан я твердо решила производить бумажные пакеты для общепита.

– Но для этого нужно было вновь вкладываться в производство…
– В 2008 году мировой экономический кризис внес коррективы в мои планы, и только через два года я завезла первые машины для производства пакетов. Было очень трудно поднимать бизнес в это время, так как банковские проценты были просто кабальными, в то время господдержка малому бизнесу у нас в стране не особо предоставлялась. Поэтому первые и, к сожалению, б/у станки завезли из Европы и стали производить пакеты для хлебобулочных изделий и сыпучих продуктов в маленькой упаковке на 1,2 кг.
В 2014 году решила кардинально поменять парк оборудования и купить уже новые станки, в то время уже активно работали госпрограммы по льготному финансированию малого бизнеса, в том числе и программа для женского предпринимательства. В их рамках субсидировалась банковская процентная ставка, то есть половину от нагрузки оплачивало государство, а вторая часть ложилась на предпринимателя. Также важным инструментом в этой программе было гарантирование займов (до 80%) со стороны государства по обеспечению залогов на случай невыплаты кредитов. То есть для получения кредита предприниматель должен предоставить банку залоговое недвижимое/движимое имущество. Но если его не хватало, то государство брало на себя гарантию выплаты. Это и подвигло меня купить скоростное оборудование с печатной секцией для производства бумажных пакетов.

5 002

– Какую продукцию выпускает ваша компания в данный момент и сколько человек трудится на бумажном производстве?
– В данное время выпускаем бумажные пакеты для различного применения, это и для хлебобулочных продуктов и сыпучих материалов, большие многослойные мешки для сыпучих продуктов, а также пакеты с ручками для выноса еды, сувенирной, рекламной продукции.
Коллектив компании состоит из 19 человек. Так как специалистов в этой области у нас в стране не обучают, то нам приходится самим готовить персонал. На сегодняшний день формируются две целевые потребительские группы нашей продукции. Это розничные сети, работающие по принципу самообслуживания и имеющие в ассортименте либо новые, либо дорогие сорта хлеба. Здесь данная упаковка дает покупателю возможность обеспечить визуальный контроль продукта при покупке. Вторая группа наших заказчиков – франчайзинговые сети, специализирующиеся на булочных изделиях и выпечке. Это то, что касается брендированного продукта. Здесь клиенты не крупные заводы, а мини-пекарни и другие представители небольшого частного бизнеса.

– В чем вы видите перспективу развития своего производства?
– Динамичное развитие сферы производства бумажной экологически чистой и безопасной для здоровья упаковки открывают новые направления и тем самым дают возможность отыскивать все лучшие инновационные упаковочные решения.
У многих франчайзинговых сетей сегодня серьезные, далеко идущие планы развития. Их реальность подтверждается опытом ряда стран Западной Европы, где подобные сети развиваются весьма активно.
Сегодня сложно представить себе без бумажных пакетов проведение корпоративных вечеринок, форумов, презентаций, рекламных кампаний, презентаций бутиков. Так что здесь у нас огромное поле для деятельности.
Бумажные пакеты с логотипом имеют чрезвычайно высокую рекламную ценность и активно используются крупным, средним и мелким бизнесом практически во всех развитых странах мира. Стоит заметить, что для многих предприятий производство фирменной упаковки является неотделимой частью производства конечного продукта.
Основная политика нашего предприятия – производство высококачественной продукции, которая соответствуют всем требованиям и пожеланиям потребителей. У нас есть заказчики, заказывающие продукт только со своим логотипом и брендом.
Также один из последних маркетинговых трендов – печать рекламы на пакетах. В этом случае мы предлагаем пакеты на бесплатной основе. Это выгодный вариант для производителей хлеба и других продуктов.

– В нашем общем недалеком прошлом мы ходили в магазины с авоськами. Как известно, все новое – хорошо забытое старое…
– Я внимательно слежу за рынком бумажной упаковки как в стране, так и в мире. Многие страны на законодательном уровне отказались от использования полиэтиленовых пакетов, и наша страна тоже с 2018 года перешла на поэтапный отказ от них. С одной стороны, это дает толчок для развития бизнеса, но я все же подумываю предложить потребителям в скором времени перейти на многоразовые холщовые сумки для походов за продуктами, то есть на старые добрые авоськи.
Хоть бумага и является экологически чистым материалом, легко утилизируется, используется неоднократно в цикле переработки, но делается она из древесной целлюлозы, а это предполагает вырубку лесов. Конечно, социальная ответственность крупных целлюлозно-бумажных комбинатов огромна, так как они вместо одного вырубленного дерева сажают пять, но надо задуматься о сохранении планеты.
Сейчас я активно продвигаю проект по внедрению бумажных пакетов с совочком для сбора собачьих экскрементов в парках отдыха горожан. В рамках социального проекта «Чистый город» мы ищем спонсоров для его совместной реализации, а именно установки специальных аппаратов по выдаче гигиенических бумажных пакетов с соответствующими принадлежностями. Данные установки планируется разместить в городских парках культуры и отдыха, а также вдоль улиц. К слову, в мировой практике это делается на бесплатной основе.
Надеюсь, городским властям будет интересна наша инициатива. Мы готовы совместно с государством воплотить данный международный опыт в нашем городе и разместить рекламу спонсора как на установках, так и на пакетах, что повысит авторитет и узнаваемость спонсорской компании в глазах потребителей.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА