364.95  416.99 5.55

Золотой треугольник Айман Бакушевой

Алматы и алматинцы

9 001

Глаза и руки не боятся…
«Оставьте в своей жизни только то, что может вас вдохновлять и наполнять энергией, со всем другим прощайтесь без сожаления…» Фразу эту я обнаружила однажды на просторах Всемирной паутины. Кто ее автор – неведомо, но ведь как верно сказано! И кто станет спорить с тем, что прилив творческих сил нужен не только поэтам и музыкантам? Пожалуй, можно только порадоваться за тех, кто учился (и учится) у педагогов, которым вдохновение отнюдь не чуждо.
Недавно я попала на одну необычную выставку – она развернулась в фойе школы-гимназии № 144 в рамках декады начальной школы. Экспонаты выставки изготовлены первоклассниками. Причем изготовлены из того, что мы ежедневно отправляем в отходы: пластик, целлофан, бумага… Она так и называется «Вторая жизнь ненужных вещей». Помните, у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» Правда, здесь «сор» ребята превратили в весьма занятные вещицы. К примеру, мельница из соломинок, деревянных шпажек и зубочисток. Или подставка для карандашей, собранная из коктейльных трубочек, – хоть сейчас на письменный стол! Бумажные салфетки превратились в розы, одноразовая тарелка – в настенные часы, а несколько пластиковых ложек и вилок – в дивную ромашку. Конечно, здешние педагоги Г. Р. Алаева и С. К. Кайкубаева помогали своим подопечным (впрочем, как и родители – 1-й класс все-таки!), но цепкая детская память наверняка сохранила нужные навыки. Сейчас экологи устали повторять: пластик катастрофически загрязняет окружающую среду. А ведь из тех же пластиковых бутылок некоторые «очумелые ручки» создают даже оригинальные зАмки. Чем не украшение для интерьера детской комнаты?
Надо сказать, здешние гимназисты живут довольно насыщенной жизнью: кажется, недавно готовились к ярмарке ALMA Fest – 2018, а уже не за горами «Осенний бал».
Пока первоклассники превращали «ненужное в нужное», второклассники под руководством педагогов
К. Ж. Куанышевой, М. Б. Ли и Ж. К. Уразаевой старательно выводили буквы, участвуя в конкурсе «Золотое перышко». Кстати, иногда приходится слышать, что в наше время каллиграфия не особо нужна. Много ли мы пишем от руки? Гаджеты нас от этого процесса избавили. Но, как известно, задача школы – обучать и формировать навыки, в том числе и навык хорошего письма, который, конечно же, лишним не будет.

Восемнадцатилетний наставник…
В тот день я встретилась еще с Айман Матаевной Бакушевой, учителем казахского языка и литературы, ветераном труда с 50-летним стажем. Айман Матаевна уже на заслуженном отдыхе, однако домашнему отдыху предпочитает насыщенную школьную жизнь. Педагогом она стала по нынешним меркам рано – в 18 лет, едва окончив школу (кстати, сейчас эта школа носит имя ее отца, Матая Баисова, Героя Советского Союза). Именем М. Баисова также названа одна из улиц села, где родилась наша героиня. Тогда оно называлось Чубар, а ныне Алдабергеново – в честь Героя Соцтруда Нурмолды Алдабергенова.
Тогда, в далеком 1968 году, вчерашняя школьница Айман, поступив на заочное отделение пединститута, стала учить старшеклассников – почти своих ровесников.
– Как они вас воспринимали, ведь вы были их чуть-чуть старше? – интересуюсь я.
– Воспринимали нормально, а со временем и ко мне опыт приходил. К тому же сестры-педагоги посещали мои уроки, а потом говорили, где и что я сделала неправильно. Помню, как однажды сестра заявила: «Из тебя выйдет педагог, характер у тебя такой…»
В то время ученики активно помогали колхозам и совхозам в уборке урожая. Каждый год в сентябре-октябре мы с классом ездили на уборку свеклы. После уроков дети, сбегав домой и переодевшись, собирались возле школы, где их уже ждал грузовик, и ехали на колхозное поле.
И так – до первого снега… Этих ребят отличало трудолюбие – качество, которого подчас так не хватает их нынешним сверстникам.

Разглядеть лучшее…
В гимназию № 144 Айман Матаевна пришла в 1991 году. Да, теперь у нее уже был немалый опыт, но главное, как она признается, – она умела расположить к себе ученика, даже если другие признали его трудным. Это ее и отличало: она никогда не «брала голосом», а пыталась найти общий язык с теми, кто, выражаясь образно, бил баклуши на уроке и открыто игнорировал ее требования.
– Я просила такого «нарушителя» остаться после урока и начинала с ним беседу. Никаких повышенных тонов! Спрашивала его о семье, о родителях и постепенно пыталась донести: то, что он творит, – недопустимо, что он демонстрирует свои самые худшие стороны. А ведь есть и лучшие! Вот их и надо вытаскивать наружу!
Сейчас она иногда встречает своих повзрослевших учеников – кого-то сразу и не вспомнит. Но главное – они всегда вспоминают ее с неизменной благодарностью.
Она вспоминает, как в 1998 году стала классным руководителем в 9-м классе, который считался очень сложным (потом ей еще несколько раз доставались такие, требующие, так сказать, педагогической коррекции). Не сразу, конечно, но ей удавалось добиваться результатов – у подростков менялось отношение к учебе, поведение, взаимоотношения со сверстниками.
– Я не люблю общаться с родителями своих учеников через WhatsAppе, – продолжает Айман Матаевна, – если возникает какая-то проблема, сначала беседую с учеником, затем приглашаю родителей, и мы пытаемся ее разрешить сообща. Иначе говоря, работаю по принципу треугольника: учитель – ученик – родитель.
…В моей памяти всплывает эпизод из прочитанной когда-то в детстве повести В. Крапивина «Колыбельная для брата». Здесь ситуация была противоположной. Классный руководитель 7-го класса без веских на то оснований невиновного ученика обвинила в поступке, которого тот не совершал. И даже когда силами двоих ребят был найден наконец виновник содеянного, педагог все равно вины за собой не почувствовала. Да, она пригласила отца «без вины виноватого», но диалога, увы, не получилось. Наверное, потому, что принцип треугольника был ей неведом.
Айман Матаевна вспоминает, как однажды со своим сложным классом в начале 2000-х отправилась в поход. И вот там, в горах, обнаружилось, что класс оказался на редкость разобщенным: подростки разбежались в разные стороны. Ей тогда пришлось, как детсадовскому воспитателю, собирать их и считать по головам. Однако разнос она им устраивать не стала. И только на следующий день на классном часе спросила:
– Вам понравился вчерашний поход?
– Да-а-а, давайте еще сходим! – шумно предложил класс.
– А мне поход не понравился.
– Почему?!
И тут она рассказала им о своих чувствах. О том, как волновалась, когда разыскивала их там, в горах, – ведь за каждого из них она несет ответственность, и о том, что класс – это коллектив, который может и должен быть сплоченным. Она говорила ясно и доходчиво, и когда через какое-то время они вновь отправились в горы, дети сделали для себя нужные выводы.
– Ко мне иногда обращаются наши молодые педагоги, порой даже в слезах, которые порой не могут найти общего языка с иными учениками, – делится Айман Матаевна. – Я стараюсь, конечно, им помогать, беседую с такими детьми. Но всякий раз говорю: учитесь, ведь вам еще работать и работать! Однако самое главное, как бы банально это ни звучало, искренне любите детей и так же искренне стройте с ними отношения. Потому что фальшь в любых ее проявлениях дети распознают сразу.
А ведь сколько мы знаем случаев, когда именно учитель предопределял судьбу своего ученика: заметив способности, всячески развивал их, готовил к участию в олимпиадах или конкурсах. И когда спустя годы бывший (и успешный!) ученик приходил с благодарностью к своему учителю – это ли была не награда?! Вот именно таких наград в дальнейшем желает своим молодым коллегам Айман Матаевна Бакушева, талантливый педагог и просто хороший человек.
Валентина МОИСЕЕВА
Фото Виталия ШУМИЛОВА